14-12-2017

Историко-архитектурные исследования

Сегодня в научном обороте очень мало данных по традиционному домостроению в Северо-Западной Сибири, чтобы можно было сопоставить их с археологическими объектами и провести полноценный сравнительный анализ.  Раскопки Надымского городка и Мангазеи, сохранивших до 80 % деревянных строений, определили развитие исследований, связанных с историко-архитектурным наследием региона.

Сначала с этой целью были привлечены специалисты кафедры реставрации Уральской архитектурно-художественной академии, и там же, по заказу предприятия, проводилось обучение специалистов для работы на Севере.

Историко-архитектурные исследования, помимо чисто научного, имели прикладное значение, позволяя выявить и обследовать этнографические постройки, подлежащие постановке на учет и охране в региональных органах охраны объектов культурного наследия.

Изучение традиционной архитектуры предполагает обмерные работы и фотофиксацию, взятие образцов для дендрохронологического анализа, сбор данных о приёмах, инструментах и терминологии домостроения, выявление архивных материалов. В итоге определяется архитектурная и историческая ценность объектов, их техническое состояние, возраст, выполняются обмерные чертежи фасадов, планов, разрезов и узлов построек.

Посёлок Горнокнязевск, жилой дом обдорских князей Тайшиных начала XIX в. Процесс обмерных работ

В 2001—2002 гг. исследованы постройки юганских и балыкских ханты в ю. Пунси Нефтеюганского р-на и д. Сайгатина Сургутского р-на; в 2003—2004 гг. —постройки аганских ханты на стойбище Д. И. Айпина, братьев Лейковых, С. В. Василькова, в пос. Варьёган; в 2003—2005 гг. — традиционные жилые постройки на территории ЯНАО, в г. Салехарде, пос. Горнокнязевске Приуральского р-на, с. Питляре, с. Шурышкарах и пос. Ханты-Мужи Шурышкарского р-на. В 2006—2007 гг. историко-архитектурные объекты изучались в связи с созданием «Мемориала памяти предков — жителей села Самарово (г. Х-Мансийск) XVII—XX вв.»; параллельно велись обмерные работы в с. Зеньково и Конево. В 2010 г. возобновились работы на Нижней Оби в пос. Хошгорт.

Посёлок Питляр. Хозяйственный лабаз Озеловых XIX в.

Хозяйственный лабаз Озеловых XIX в. Обмерный чертёж.

Ввиду уничтожения традиционного деревянного зодчества в рамках госпрограмм ликвидации ветхого жилья эти исследования особенно актуальны.

14-12-2017

Проект «Русский коч»

Проект «Русский коч» подготовлен О. В. Кардашом и Г. П. Визгаловым в 1998 г. и действует с 1999 г. Он содержал программу комплексного изучения истории и материальной культуры русского населения периода освоения Западной Сибири государством Московским в XVI—XVIII вв. Коч в контексте программы не только предмет исследования, но и символ стремительного освоения североевразийского пространства.

Проект предусматривал проведение археологических, историко-архитектурных, историко-архивных, этнологических и историко-инженерных исследований.

Русский коч

Изучение судостроения и судоходства в Северо-Западной Сибири — одна из приоритетных задач проекта. Несмотря на появление ряда публикаций, эта тема остается одной из наименее изученных в региональной истории, поскольку материалы, которые могли бы стать источником новых сведений, заморожены в культурном слое Мангазеи.

Коч — морское парусно-гребное судно, обеспечившее освоение Сибири со стороны Северного Ледовитого океана. Такие суда строились и снаряжались не только в Поморье, но и во вновь возникших сибирских городах. «Мангазейский ход» начинался от Верхотурья и Тюмени и проходил по Оби через Тобольск, Самарово, Березов. Заканчивалось плавание в Мангазее, где многие из судов разбирались на жилые и хозяйственные строения.

Окладной венец дома построенного из одного судна. По обмерам этих деталей выполнялась последняя реконструкция.

С 2001 по 2009 г. из культурного слоя городища было извлечено несколько сотен судовых деталей, от скоб и гвоздей до целых килей, штевней и мачт.

Киль (колода) восьмисаженного коча, был использован для окладного венца хозяйственной постройки

Подробное исследование этих деталей позволило инженеру-судомоделисту С. А. Кухтерину сделать первую достоверную реконструкцию одного из типов кочей, известного по источникам как «восьмисаженный».

Макет – реконструкция коча начала XVII в. (2008 г. автор С.А.Кухтерин)

В рамках проекта изучались материалы и по речным судам, поскольку при их строительстве применялись близкие технологические приемы. Выполнены реконструкции дощаника и барки — судов речного класса, обеспечивавших основные грузоперевозки по рекам Западной Сибири.

Исследования нельзя считать завершенными, но первые результаты освещены в печати, на конференциях, а макеты судов занимают достойное место в музейных экспозициях.